После катастрофы воздушного транспортного средства Як-42, который унес жизни хоккеистов из команды «Локомотив», руководство страны проявило оперативность. Несмотря на отсутствие, пока, официального заключения этой ужасной катастрофы, Дмитрий Медведев сообщил, что необходимо радикально изменить ситуацию в сфере российской гражданской авиации. Он предложил несколько вариантов. Необходимо уменьшить количество авиакомпаний в кратчайшие сроки. Кроме этого президент констатировал наличие проблемы парка, которую нужно решать большими деньгами и большой программой. При этом деньги могут получить иностранные производители, если свои не «раскрутятся». Валерий Окулов, который является замминистра транспорта, пообещал, что в следующем году авиакомпании получат запрет на покупку самолетов, которые эксплуатировались больше 10 лет.
Воздержаться от разнообразных эмоциональных высказываний на совещании, которое проводилось фактически на обломках авиалайнера, было невозможно. Постоянное повторение президентом собственного виденья решения проблемы, указывает только на единственные варианты решения возникшей проблемы – сокращения числа компаний, отказ от старых самолетов.
Достаточно вспомнить историю. Больше двух десятков лет назад в Российской Федерации была одна-единственная авиакомпания, которая считалась самой крупной в мире. Каждый год она теряла около десяти лайнеров, который курсировали по региональным и магистральным маршрутам. Они уносили жизни сотни пассажиров, а это значит, что размер парка не является фактором обеспечения безопасности полетов. В 1960-х годах Министерством гражданской авиации СССР были предприняты грандиозные усилия во время подготовки персонала, а также повышению квалификации технических и летных специалистов. Как результат число катастроф осталось такое же, но количество авиаперевозок увеличилось в несколько раз. Наша страна по безопасности полетов заняла лидирующие позиции в мире. Потом было 20 лет провалов и падений. Оставшись без финансирования, внимания, лишившись большой части квалифицированных кадров, отрасль авиации постепенно деградировала.
Виноваты старые самолеты? Конечно Ан-24 и Ту-134 – ветераны, которые отработали в небе не один десяток лет. Но по тем авиапроисшествиям, которые уже имеют официальные заключения не видно негативного влияния срока эксплуатации лайнера на безопасность. В свое время, промышленность СССР демонстрировала огромные успехи в частности и в строительстве безопасных самолетов: Ил-86 и Як-42, созданы в 80-х годах, они считались лучшими в мире. По статистике на семь «Яков», которые были потеряны до текущего года, только в одном случае причиной катастрофы был производственный дефект. А любимец пассажиров «Ил» за всю свою службу не отнял жизнь у пассажиров.
Мировой опыт показывает значимость размера и возраста? В Америке 91 авиакомпания использует на магистральных авиалиниях лайнер вместительностью больше 55 кресел – у 42-х авиакомпаниях меньше 20 самолетов, в 20 из них – не больше пяти воздушных транспортных средств. При этом безопасность полетов в Америке намного выше, чем в России, а чиновники не думают, как вице-премьер Сергей Иванов, называть «живопырками» 900 американских коммерческих компаний, которые имеют по одному самолету, или 585 компаний, имеющих по два-три лайнера. Российский парк имеет средний возраст магистрального самолета в 17 лет, что немного больше американского. Однако, например, европейские самолеты моложе, американских лайнеров, но количество происшествий на один миллион часов налета в 1,8 раз больше США.
Что же является причиной успеха программ повышения безопасности полетов, которые реализованы с обеих сторон Атлантики и в СССР? Скорее всего, решения принимались более взвешено, а работа не относилась к разовым акциям. Сегодня власти не могут найти время, чтобы снова пройти путь в несколько десятилетий для полноценного анализа истинной причины сложившейся ситуации. Мнение общественности необходимо успокоить сейчас и здесь, пока еще дымятся обломки очередного самолета.
Данный подход относиться  к безопасности полетов и пронизывает  насквозь деятельность гражданской авиации. Ближайшим примером этому является недавний топливный кризис.
Читайте также:  Украина синхронизировала антироссийские санкции с США и ЕС